Участие в поездке приняли председатель комитета Егор Васильев, депутаты Александр Новиков, Алексей Кулеш, Андрей Гаюльский, Максим Маркерт, Валерий Вэнго, Ирина Субочева, Екатерина Уделько, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Григорий Дюкарев, представители органов исполнительной власти.
Народные избранники осмотрели аэропорты Горный и Тура МВЛ, которые находятся в управлении ФКП «Аэропорты Красноярья». За последние несколько лет в арктических аэропортах было введено 56 новых блок-модулей, которые позволили быстро наладить инфраструктуру. В Эвенкии таким образом приведены в порядок аэропорты Байкита и Туры. Так, в Туре отремонтированы аэровокзал, построены ангары для спецтехники и вспомогательные помещения, автономные котельные, переоборудован центр обслуживания вертолетов, ремонтируется взлетно-посадочная полоса. В этом году будет возведен модульный аэровокзал в селе Ванавара.
Пассажиров в Красноярск и поселки перевозит АО «КрасАвиа». Также компания занимается перевозкой грузов, лесоохранными мероприятиями. В Эвенкии в маршрутную сеть входят 3 аэродрома и 20 посадочных площадок.
Тариф на пассажирские перевозки субсидируется из бюджета. Вопрос в том, что рост расходов на перевозки значительно опережает индексацию субсидирования, и средств не хватает.
Были также подняты темы развития северного туризма, расширения здания аэропорта Горный для большего комфорта пассажиров, реконструкции вертолетных площадок в поселках Эвенкии для повышения доступности этого вида транспорта.
Второй блок вопросов был посвящен энергетике. Депутаты посетили три объекта, где вырабатывается электро- и теплоэнергия. Делается это с использованием сырой нефти, дизельного топлива и солнечной энергии. Совмещение солнечных батарей и дизелей на энергоустановке на электростанции №1 МП «Илимпийские электросети» позволяет экономить топливо и, с другой стороны, потребители застрахованы от перепадов напряжения. Есть планы масштабировать этот опыт на Байкит.
По мнению главы района Андрея Черкасова, именно в Байките сейчас больше всего вопросов. Тариф на энергию для населения субсидируется, установлены нормы отпуска электричества энергоснабжающими организациями. Разница между тарифом и реальной стоимостью компенсируется из краевого бюджета. Однако потребление энергии жителями Севера год от года растет, соответственно, ее производится и отпускается больше, чем по норме. Растут и расходы энергетиков на стоимость ГСМ, на ремонт-замену дизелей. В результате энергетики недополучают значительные средства, долги составляют сотни миллионов рублей, возбуждаются судебные иски, что также ведет к дополнительным затратам бюджета.
Уже несколько лет при комитете по экономике и налоговой политике действует рабочая группа, которая рассматривает и разрешает эти проблемы на территории края. Глава района попросил помощи депутатов — заложить недостающие на погашение долгов средства в корректировку бюджета. Об этом же говорил и депутат Законодательного Собрания от округа Андрей Гаюльский: «Необходимо трезво оценивать затраты на жизнеобеспечение северных территорий. Край вложил значительные средства в современное оборудование, специалисты досконально знают стоимость процесса. Почему мы из года в год недофинансируем предприятия, они вынуждены экономить на обслуживании котельных и сокращать срок их эксплуатации? Все эти решения судов в пользу предприятий — пятна на репутации органов власти края, их нельзя допускать!»
По мнению председателя комитета по экономике и налоговой политике, оба рассматриваемых вопроса требуют принятия ряда стратегических решений, все они найдут свое отражение в резолюции комитета.
Егор Васильев: «В малой авиации рост пассажиропотока и стоимости перевозок заставляют все больше задумываться о том, как развивать эту отрасль в крае. Наметили основные решения по расширению здания аэропорта Горный, реконструкции ВПП, вертолетных площадок в поселках Эвенкии и обновлению бортов.
Что касается энергогенерации, то край вкладывает серьезные средства в модернизацию мощностей. В Эвенкии представлен широкий спектр современной тепло— и энергогенерации — солнечная, дизельная и нефтяная — современные установки, но это Север, который, кроме того, требует больших текущих вложений. Предприятия энергогенерации находятся на грани финансовой состоятельности. Необходима стратегия, как они будут работать в течение следующих пяти лет».