Проект закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» депутатам представил заместитель председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов Виталий Голубенко. Перечисляя основные задачи законопроекта, глава Минфина назвал: уточнение параметров дорожного фонда, распределение резервов в рамках списания двух третей задолженности по федеральным бюджетным кредитам, урегулирование обязательств 2024 года, которые в силу разных причин не удалось реализовать. Среди важнейших задач также уточнение расходов, связанных с проведением специальной военной операции, на предотвращение аварийных и чрезвычайных ситуаций, расходов на реализацию программ развития Новосибирска, а также исполнение обязательств перед федеральными органами власти вследствие получения Новосибирской областью в прошлые годы федеральных трансфертов и грантов.
По информации главы Минфина, дополнительные расходы дорожного фонда составят 1,9 млрд рублей за счет перешедших с 2024 года остатков средств дорожного фонда и не до конца освоенных бюджетных ассигнований. Ресурсы, уточнил Виталий Голубенко, распределены на муниципальные дороги и закрытие неоплаченных контрактов 2024 года. Новосибирску планируется выделить 1 млрд рублей на ремонт дорог и 400 млн руб. на приобретение дорожной техники.
На выполнение второй задачи – распределение зарезервированных ресурсов, которые являются условием списания двух третей задолженности по федеральным бюджетным кредитам, предусмотрено 4 447 млн руб. Более половины этих средств в соответствии с федеральным порядком планируется на модернизацию жилищно-коммунального комплекса и расселение граждан из ветхого аварийного жилья, остальное – на финансирование парковых проектов (1160 млн руб.) и докапитализацию фонда развития промышленности – 1 022 млн рублей.
В числе остальных расходов министр выделил 10 млрд рублей, предусмотренных на продолжение строительства школ и поликлиник по соглашениям о концессиях и ГЧП, а также оплату государственных и муниципальных контрактов, устранение проблем с проектированием, контрагентами и удорожанием материалов.
Расходы, связанные с проведением специальной военной операции, направлены на оказание мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей и на восстановление инфраструктуры подшефных территорий (2850 млн рублей).
Министр назвал также средства на предотвращение аварийных ситуаций – порядка 500 млн рублей – для оказания поддержки муниципальным образованиям в подготовке к зиме объектов жилищно-коммунального комплекса. А также увеличение поддержки городу Новосибирску на проведение капитальных ремонтов школ (452,8 млн рублей) как необходимый ресурс, связанный с удорожанием ремонтных работ.
Таким образом, доходы областного бюджета увеличиваются на 5 млрд 252 млн рублей – до 330 млрд 848,2 млн рублей. Расходная часть предусматривается с увеличением на 13 млрд 901,8 млн руб. – в размере 374 млрд 389,4 млн руб. Дефицит составляет 43,5 млрд рублей.
Проблему увеличения средств на обслуживание госдолга попросил осветить депутат Вячеслав Илюхин. «Рост обусловлен, прежде всего, тем, что мы, как правило, заимствуем средства под проценты в конце года – в ноябре, декабре, а процентные платежи начинаем выполнять со следующего года. Поэтому кратный рост высокий. Вторая причина – удорожание заёмных ресурсов ввиду поддержания высокой ключевой ставки Банком России», – ответил Виталий Голубенко.
«Комитет подробно рассмотрел все предложенные Правительством изменения и принял решение поддержать законопроект, – озвучила позицию комитета вице-спикер Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко. – Подготовлено решение, в котором содержатся рекомендации Правительству, областным исполнительным органам государственной власти. Рекомендации, в целом, традиционные, но они актуальны в сложных экономических условиях. Это меры по усилению контроля за эффективностью расходования средств областного бюджета и контроль сроков реализации инфраструктурных проектов, в том числе в рамках списания двух третей задолженности. Депутаты также отмечали необходимость заблаговременно предусмотреть ассигнования для муниципальных образований на подготовку к отопительному сезону. Предложенные изменения были рассмотрены совместно с профильными министерствами, с прокуратурой Новосибирской области, с участием аппарата Законодательного Собрания».
Голосование по проекту закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» было единогласным.
«Это первые поправки в областной бюджет, – подвел итог обсуждения Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. – Ежегодные текущие поправки, которые касаются самых жизненных вещей: больниц, школ, дорог. Что-то дорожает, что-то надо достроить, где-то начать проектирование. Жизнь не стоит на месте, соответственно, идет корректировка текущих планов. Нормальный необходимый процесс».