16.04.2024
°C
1
$ 93.59
€ 99.79
erid: 2VtzqxJALAR

Бермамыт: место, где кончается реальность и начинается фантастика

Успех любого предприятия, даже самого хорошо спланированного, очень сильно зависит от везения. В поездке на плато Бермамыт мне повезло дважды. Во-первых, с погодой. К утру воскресенья, когда мы выехали из Пятигорска, жара первой пятидневки октября спала, палящее солнце прикрыли облака, и природа замерла в ожидании освежающего дождя и резкой смены погоды. Чего, к счастью, не произошло. Во-вторых, мне повезло с компанией. Все пять членов экипажа «Ланд Крузера» (включая водителя-экскурсовода) оказались людьми на редкость коммуникабельными, говорливыми и с чувством юмора.

Мы всю дорогу развлекали друг друга разговорами, что позволяло лучше переносить унылость пейзажа за окнами автомобиля и низкое качество самой дороги. Вернее, её полное отсутствие. То, по чему мы двигались почти сразу же после выезда из Кисловодска, в России принято назвать не дорогой, а направлением. По словам водителя в случае, если бы пошел дождь, наша поездка из утомительной превратилась бы в экстремальную. Тонкий слой грунта, покрывающий горную породу и очень слабо связанный корнями травы, при намокании превратился бы в очень скользкую субстанцию, по которой машине пришлось бы скользить и не всегда в нужном нам направлении. Однако, как я уже отметил выше, Бог миловал.
Всю дорогу меня терзали смутные сомнения, а так ли уж хороша местность, увидеть которую я мечтал почти все 4 года проживания на Северном Кавказе? Уж больно однообразными и серыми были виды мест, через которые мы проезжали. И только почти через пару часов пути на горизонте стали проявляться силуэты причудливых скал. И вдруг в конце затяжного пологого подъема водитель резко затормозил. Через десяток метров впереди земная поверхность словно разломилась и часть её ушла на три сотни метров вниз. Причем рельеф той, нижней части, разительно отличался от рельефа верхней. Если наверху – почти равнина, плавно переходящая в невысокие возвышенности, то внизу – словно волнующееся море, а волны этого моря – многочисленные горные вершины. Мы на Бермамыте.
В самом начале я говорил о роли везения в успехе любого предприятия. Пришла пора сказать и о роли невезения. Самые фантастические виды с плато открываются на закате и на рассвете (так, по крайней мере утверждают те, кто здесь побывал, и рекламные проспекты всех туристических агентств). Поэтому наиболее популярны у туристов экскурсионные поездки на закат и на рассвет. Но на устраивающие меня дни все «закаты» и «рассветы» оказались распроданными, и я вынужден был довольствоваться «днем». Невезение номер два: сюда едут, чтобы увидеть самый красивый вид на Эльбрус. Мне его увидеть не удалось. Практически весь Большой Кавказ был закрыт занавесом из туч и облаков. Не довелось также наблюдать ни явление Броккенского призрака (на облаках на незначительное время появляются радужные круги с очертаниями фигур туристов, находящихся на другой стороне плато), ни Огней Святого Эльма (свечения остроконечных горных вершин, явления, описанного в школьных учебниках физики).
И тем не менее, и тем не менее… Когда ты встаешь на край обрыва и обращаешь свой взгляд вперед и вниз, тебя охватывает ощущение, что ты стоишь на границе двух миров: реального и фантастического. Там, позади - обыденность и рутина, там впереди - сказочная страна, в которой все должно быть необычным, сказочным. Пробивающиеся сквозь тучи потоки солнечных лучей словно световой занавес на огромной сцене то разрезают монолитный горный массив на части, то, скрывшись в гуще облаков, позволяют этим частям вновь соединиться в единое целое. Постоянно меняющееся освещение словно меняет декорации на заднем плане грандиозной сценической площадки. Хочется присесть на кусок скалы и не отрываясь наблюдать за этим представлением.
Не менее впечатляет и то, что находится непосредственно у вас под ногами, под самым обрывом. Это – группы причудливых скал.
Одна из них носит название Амфитеатра и действительно похожа на античное зрелищное сооружение. К мысли о том, что это - творение рук человеческих, представителей какой-то древней и совершенно не известной нам цивилизации, ты невольно приходишь, разглядывая его стены. Но вот же они, ровные ряды каменной кладки! Вот стенки, разделяющие пространство амфитеатра на сектора! А может быть на разрушенных ступеньках когда-то рассаживались зрители, чтобы наблюдать чудесные картины прихода и ухода обожествляемого ими Солнца?
Ещё одну причудливую группу скал назвали «Два брата» или «Монахи». Это отколовшиеся от основной стенки ущелья два вертикальных столба. Точнее, они не откололись. Когда-то они были частью выступа, этакого мыса, от которого и друг от друга их «отпилили» ветер и вода.
Впечатляет и стоящая особняком гора Малый Бермамыт, которая, кстати, на 50 метров выше Большого Бермамыта. А та часть последнего, которая ближе всего к Малому Бермамыту, напоминает хвост дракона, который словно отползает от своего младшего брата.
Не всем в разные годы навестившим Бермамыт удалось благополучно покинуть его. Водитель - экскурсовод обязательно покажет вам искореженный салон автомобиля, лежащий под самым обрывом. Он вместе с хозяином, блогером, соскользнул туда по мокрому склону. Скромный обелиск на краю обрыва напомнит вам о двух трагически погибших парапланеристах, жертвах коварных и непредсказуемых ветров, дующих в этой местности.
А вообще Бермамыт – это место для умиротворенного созерцания и размышлений о бренности бытия. Это место, где нужно предаваться мечтам, даже если для их реализации осталось не так уж много времени.
Его нельзя посещать на бегу в числе других туристических объектов. Не стоит сюда ехать и только для того, чтобы сделать шикарные селфи. Конечно, фотографии документально засвидетельствуют ваше пребывание на таком интересном объекте и станут украшением вашего фотоальбома. Но чтобы почувствовать Бермамыт, нужно забыть про туристическую суету, глубоко вдохнуть его воздух, подставить лицо его внезапно налетающим ветрам, вслушаться в его тишину. И дать себе слово вернуться сюда ещё раз. И попытаться его сдержать.



Мы в популярных социальных сетях