06.05.2021
+8 °C
0
$ 74.86
€ 89.77

1100-летие Крещения Алании, беседы с историком: первые столетия под сенью Христа

ad4a84es 1920Мы предлагаем вниманию читателей очередной материал о Крещении Алании. И вновь на вопросы корреспондента НИА-Кавказ отвечает Мамиев Михаил Эрнестович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания.

Какие объекты материальной культуры сохранились от средневекового периода христианской истории Алании?
- Здесь нужно отметить, что церковная традиция относит алан к не столь многочисленному числу народов, слышавших апостольскую проповедь. Речь идет об апостолах Андрее Первозванном и Симоне Кананите, проповедовавших в Алании. Повторю – согласно церковной традиции. К рубежу I–II вв. можно отнести события, произошедшие в Армении и описанные в армянской агиографии – крещение, подвижническая жизнь и мученическая смерть группы аланских вельмож, возглавляемых Баракадром или, в крещении, Сухием. Мы знаем о святых из числа алан, попавших в Западную Европу во время великого переселения народов, канонизированных католической церковью еще до раскола, произошедшего в XI веке. В письменных источниках содержатся сведения о том, что некоторые аланские цари принимали христианство, начиная с конца VIII века, что говорит о довольно заметном церковном присутствии в обществе. Но самые древние известные на сегодняшний день памятники аланского христианства относятся к X веку, времени после официального принятия православия аланским государством. Это, в первую очередь памятники церковного зодчества. Несмотря на утрату или отсутствие информации о материальных объектах предшествующих периодов, именно аланские храмы считаются древнейшими православными храмами на территории современной России – исключая несколько греческих церквей Крыма. Речь идет, в частности, о храмах западной части единого аланского государства, наиболее яркие из которых – Средний и Северный на территории Нижне-Архызского городища, Сентинский у селения Теберда, а также Шоанинский, возвышающийся над поселком им. Коста Хетагурова. Огромный интерес вызывают храмы Ильичевского городища и пока не датированная церковь Нары-дзуар у селения Нар в Северной Осетии-Алании. Вообще же, к средневековому периоду, относится значительное число аланских храмов, в том числе и с фресковыми росписями. Отдельно можно сказать о каменных поклонных крестах, например Заманкульском или великолепном Морахском кресте, расположенном в горной зоне Южной Осетии. Но самое главное, это, конечно же, доказанный факт существования средневековой аланской письменности на основе греческого алфавита.
Вы говорили, что Алания в канун Крещения была централизованным феодальным государством? Но почему не сохранились города этой эпохи? Мне известно только Нижне-Архызское городище. Верхний Джулат, о котором Вы говорили, некоторые историки считают золотордынским городом. Вот, собственно, и всё. Может быть, города в этот период не были распространены в Алании как крупные населенные пункты?
- Для ответа на Ваш вопрос обратимся к более раннему времени. Появление первых аланских городов относится к рубежу I–II вв., т. е. периоду начала формирования аланского государства, а их рассвет приходится на II–IV вв.
Сейчас уже известно несколько десятков таких городов, раполагавшихся на международных торговых путях предгорно-равнинной зоны Северного Кавказа. Наиболее исследованное из них – Зильгинское городище, расположенное у селения Зилга в Северной Осетии-Алании. Достаточно сказать, что площадь только его укрепленной части составляла до 1,5 кв. км, а относящийся к этому мегаполису своего времени катакомбный могильник имеет площадь около 7 кв. км. И таких городов было немало. Гуннское нашествие конца IV в. и последовавшая за ним активная фаза великого переселения народов привели к упадку аланских городов. Примерно то же самое происходило практически во всех развитых областях Европы, о чем писал римский автор Орозий в начале V века: «В развалинах больших городов одни лишь разрозненные кучки населения, свидетели былых бедствий, сохраняют для нас прежние их названия».
Затем последовал период восстановления и нового этапа развития городов. Но городская культура раннесредневековой Европы значительно уступала предшествующей эпохе. В этом смысле Алания не является исключением. С развитием торговли и экономики в целом развивались и города. Но общая тенденция уменьшения площади населенных пунктов городского типа, характерная для феодальной эпохи, сохранялась и была преодолена, когда Алания, как самостоятельное государство, уже сошла с мировой арены. Тем не менее, для периода X–XII вв., до монгольского нашествия на Аланию, здесь существовали различные города. К примеру, значительное количество небольших городков – алдарских или княжеских замков, ставших цитаделями для окружавших их посадов. Существовали города – центры феодальных княжеств. Были и гораздо более крупные города, такие как уже упоминавшееся Нижне-Архызское городище или стоявшее на магистральной трассее Великого шелкового пути городище Рим-гора, у которого только площадь посадов вокруг цитадели составляла более квадратного километра.
Что касается Магаса или Верхнего Джулата, то эта и была столица аланского государства, расположенная в стратегически важном месте, ныне известном как Эльхотовские ворота. После захвата этого средневекового мегаполиса монголами в январе 1239 года он действительно стал одним из крупнейших золотоордынских городов.
В период, именуемый в российской истории как монголо-татарское иго, православная церковь в русских княжествах переживала период если не расцвета, то, по крайней мере, стабильного развития. Открывались монастыри, строились храмы, писал иконы Андрей Рублев. Почему ничего подобного не происходило на территории Алании?
- Здесь следует отметить, что Алания и Русь находились в несколько разных условиях по отношению к завоевателям. Алания утратила все свои равнинные территории и была ограничена в пределах оставшейся под ее контролем горной зоны, вне прямых связей с независимыми государствами и собственной архиерейской кафедрой. Разумеется, все это имело катастрофические последствия для экономики и политических возможностей страны, а также и для Аланской епархии. А после нашествия Тимура в конце XIV века Аланское государство прекратило свое существование. Русь же сохранила общую территориальную целостность и, даже в условиях существовавшей феодальной раздробленности, русские княжества обладали значительными возможностями для дальнейшего развития. При хорошо известной веротерпимости монголов, Русская православная церковь имела возможности для укрепления своих позиций и более чем успешно способствовала сохранению и развитию Русского государства. Тем не менее, не стоит преуменьшать последствия монгольского нашествия на Русь 1237–1241 гг. Общий культурный подъем в стране относится ко второй половине – концу XIV века., творческий триумф Андрея Рублева приходится на XV век., когда Аланского царства уже не существовало. Можно привести и хорошо известный пример негативных последствий от золотоордынской зависимости – нехватка квалификации русских зодчих при строительстве кафедрального Успенского собора в Москве, когда для исправления и завершения работ был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фьораванти.
Но, слава Богу, все это преодалено. Алания по-прежнему существует, являясь древнейшим христианским государством на территории современной России. А предстоящее в будущем году празднование 1100-летия Крещения Алании будет способствовать сохранению и развитию аланской христианской культуры.

На фото - Сентинский храм у селения Теберда, Карачаево-Черкесия


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Независимый Красноярск" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях