Председатели советов домов Советского района, который обеспечивается горячей водой от станции, посетили диспетчерскую теплосетей. Затем руководители СГК ответили на вопросы гостей, наиболее подробно остановившись на теме подготовки теплосетей к зиме. Эти работы сейчас находятся в самом разгаре.
Началось всё с экскурсии в диспетчерский пункт. Именно отсюда три ТЭЦ получают задания на поддержание необходимых параметров работы. Заместитель начальника диспетчерской службы Сергей Куль рассказал председателям советов домов о том, как это происходит.
На огромном мониторе — карты и схемы, каждый квадратик — это тепловая камера, а линия — трубопровод. Инженерный чертеж мало, о чем говорит гостям, но двум диспетчерам, несущим ежедневную вахту, как будто на ладони видна вся система теплоснабжения.
«Новые насосные полностью автоматизированы, ими можно управлять прямо отсюда. Людей на самих объектах нет», - рассказал заместитель начальника диспетчерской службы Сергей Куль.
Живой интерес у гостей вызвал процесс передачи тепла с одного берега на другой. Директор Красноярской теплосети Сергей Иванов поясняет: городская система теплоснабжения устроена таким образом, что две из трех ТЭЦ находятся на правом берегу, а основное развитие города идет на левом.
Чтобы передать тепловую энергию через Енисей, перекинуты четыре трубопровода. По одному в каждом из мостов — Николаевском, Коммунальном и Октябрьском, четвертый проходит по дну реки. «Вот посмотрите, здесь как раз это видно», — говорит он. На экране появляется карта, на которой, действительно, вместо мостов — трубопроводы.
Теплосеть в теле Октябрьского моста может передавать ресурсы в одну и другую сторону, поэтому ее называют реверсивной. Построена она не так давно, и с ее появлением сроки отключения горячей воды во время гидравлических испытаний сильно сократились: дома на время запитывают от другого теплоисточника там, где это возможно, с помощью реверсивной трассы. Энергетики стремятся к созданию системы, в которой есть возможности для перераспределения нагрузки. Это важно и для вывода оборудования в ремонт, и для страховки на случай аварийной ситуации.
На этом месте председатели оживляются и начинают задавать вопросы. В частности, спрашивают про теплоснабжение Солнечного, который обеспечивается от котельной в Емельяновском районе. Находится ли управление объектом в ведении СГК? Специалисты отвечают, что все теплоисточники контролируются из одного центра. Так и проще, и ответственность выше.
Сергей Куль переходит к рассказу об ежегодной проверке теплосетей на прочность и плотность. Под повышенным давлением вода передается в трубопроводы, чтобы выявить слабые места. Это никого не удивляет. Управдомы — люди опытные, о сути многих технических процессов хорошо знают. А вот алгоритм действий при досрочной подаче горячей воды после гидравлики интересует всех.
«Мы отправляем уведомление управляющим компаниям, а уже они должны оповестить жителей и открыть задвижки на домах. Закрывать их на время испытаний нужно обязательно, иначе домовые трубы не выдержат давление и их просто разорвет», - рассказал директор Красноярской теплосети (филиал Енисейской ТГК (ТГК-13) Сергей Иванов.
Разговор продолжается за чашкой чая. К беседе присоединяются начальник тепловой инспекции Красноярской теплосети Александр Быков и директор Красноярского теплосбыта СГК Константин Бородин. Они отвечают на практические вопросы, касающиеся устройства внутридомовых коммуникаций, работы с должниками и многие другие.
Сергей Иванов рассказывает об обновлении системы теплоснабжения города, за которое СГК масштабно взялась в 2020 году. За 4 года переложили больше 200 км теплосетей, результаты такой работы налицо: спокойная зима без порывов теплотрасс, хотя она и выдалась самой холодной за последние пять лет. На этот год планы у СГК не менее амбициозные — переложить 50 км трубопроводов. Работы уже идут на 16 участках. Ремонт на Красноярском рабочем, рядом с Цирком и ограждение на ул. Горького, где идет замена тепловых камер, видели многие. Шёпотом одна из председательниц совета дома констатирует, что цены на металл быстро растут, и в таких условиях планировать ремонтную программу, наверное, сложно.
Разговор все время возвращается к качеству работы управляющих компаний. Звучат и похвала, и критика. Недоумение вызывает, почему после объявленной досрочной подачи горячей воды, она почему-то появляется не во всех домах. Специалисты тут же подробно объясняют, что это зависит от многих причин. В том числе и от того, закончила ли жилищная организация работы на внутридомовых коммуникациях.
А завершается беседа вопросом на одну из самых острых красноярских тем — экологическую. Гости спрашивают, как очищаются выбросы красноярских ТЭЦ. Некоторые из них были на Красноярской ТЭЦ-3 и видели строящийся второй энергоблок, одновременно с которым возводится и современное экологическое оборудование для улавливания твердых частиц — электрофильтр. Похожие монтируют на ТЭЦ-1, из запланированных 15-ти ввели уже 9. А проконтролировать их работу можно с помощью датчиков онлайн-мониторинга, которые установлены на каждой трубе красноярских ТЭЦ. Данные с них передаются в Министерство экологии региона, а на сайте компании доступны всем жителям.
Расстались все довольные встречей, обменявшись ссылками на информационные ресурсы компании:
- телеграм-канал СГК Красноярский край — оперативная информация, возможность задать вопросы в чате,
- СГК-онлайн — один из крупнейших тематических ресурсов в сфере энергетики, где есть даже серия материалов «Советы управдома»,
- телеграм-канал Константина Бородина — авторский канал директора теплосбыта, где можно почерпнуть массу полезной информации, касающейся домов, а также задать в чате вопросы по начислениям за ресурсы и передаче показаний приборов учета.
«Главная задача проекта — обмен информацией. Мы сознательно создали такую площадку, где получаем обратную связь. Это помогает нам более эффективно планировать мероприятия и рассказывать жителям, зачем и как мы их выполняем. Ведь главный результат нашей работы — чтобы каждый дом был с теплом», резюмировал директор Красноярской теплосети (филиал Енисейской ТГК (ТГК-13) Сергей Иванов.