Второй год подряд «Архстояние» раскрывает культурный капитал регионов и дает слово арт-инициативам самых заметных частных и государственных культурных институций из разных городов страны. Общая концепция «Мы», над которой организаторы предложили поразмышлять своим резидентам, в этот раз объединила шесть институций из разных уголков страны: Москвы, Самары, Твери, Екатеринбурга, Магнитогорска, Челябинска и Норильска.
Поучаствовать в специальной программе «Культурные институции» с арт-объектом «Город-лабиринт» организаторы пригласили Агентство развития Норильска (АРН).
Замысел «Города-лабиринта» состоит в создании метафоричного образа Норильска, своего рода, оммажа его архитекторам, осознавшим, что строить город посреди тундры – значит создавать лабиринт. Здесь практически всегда дует сильный или очень сильный ветер, а плутая по лабиринту, он слабеет — и людям становится легче передвигаться по улицам. Посетителей арт-объекта, сотканного из «снежных нитей», сопровождал созданный к событию саунд-арт: записанные звуки ветра в Норильске и природы за городом переплетены со звуками эмбиента (стиль электронной музыки). Вторым звуковым слоем стали пять аудиорассказов горожан. Таким образом гости, блуждая по лабиринту, могли почувствовать себя тем самым арктическим ветром и услышать, принесенные им истории северян: о чем-то личном, но знакомом каждому норильчанину.
Этот проект отвечает на вопрос «Кто мы?» достаточно прямо: мы — норильчане, а своей сутью добавляет, что мы знаем, как счастливо жить на Севере, как любить обычный город, построенный в совершенно необычном для города месте, и как Арктика вдохновляет на творчество.
Автор идеи и концепции арт-объекта «Город-лабиринт», руководитель социокультурных и образовательных проектов АРН Карина Андреева рассказала: «Все дни фестиваля наша команда рассказывала гостям на площадке не только о концепции объекта, но и, конечно, о любимом Норильске, о нашей жизни в Арктике. Люди признавались, что лабиринт их не просто впечатлил, а смог развеять стереотипы о городе, помог почувствовать его. Многие возвращались не один раз, чтобы прогуляться буквально по Норильску, ведь лабиринт – это и есть слово Норильск. В этом можно было убедиться, поднявшись на смотровую площадку. На память о встрече с северным городом гости уносили особенный зин (печатное издание), который собрал все пять историй, вошедших в состав саунд-арта внутри лабиринта, описание, эскиз и чертежи проекта, — говорит Карина Андреева. — Особенно приятно, что организаторы приняли решение оставить наш «Город-лабиринт» в арт-парке ещё на какое-то время. Уже понятно, что гости следующего большого события Никола-Ленивца — музыкального фестиваля Signal — тоже смогут увидеть наш объект и узнать через впечатление от лабиринта о творческом потенциале норильчан, о самом городе. Мы очень благодарны за предоставленную возможность рассказать о Севере по-новому такому большому количеству людей».
Проект реализован Агентством развития Норильска при поддержке компании «Норникель».
Управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» и продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское» Юлия Бычкова поделилась своими впечатлениями о проекте и Норильске.
«Проект «Город-лабиринт» — это тот случай, когда результат превзошел ожидания, команде удалось не только музефицировать природу в привычном нам масштабе, но и создать такой особенный эффект иммерсивности, что захотелось посетить Норильск и пережить эти ощущения на самом деле, – сказала Юлия Бычкова. — Участие регионов в таких масштабных проектах — это высокое достижение и уникальная возможность. Вытаскивая институции из рамок выставочного пространства и музеев, мы расширяем их потенциал и даем возможность позиционировать себя вне своей территории и найти своё особенное место среди других регионов».
Напомним, «Архстояние» — крупнейший в Европе и России фестиваль ландшафтных арт-объектов. Это уникальный проект, предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства.
Его история началась в 2006 году. Художник Николай Полисский выступил идеологом события, а его команда из местных жителей — производственной бригадой, которая и по сей день воплощает в жизнь идеи мастера — масштабные арт-объекты из природных материалов: дерева, веток и сена. Все необходимые материалы собирают тут же, в деревне Никола-Ленивец. Необычные арт-объекты, благодаря своей запоминающейся форме, размерам и удивительной вписанности в окружающий ландшафт, навсегда закрепили в истории современного искусства понятие «русский ленд-арт».
За 20 лет коллекция парка заметно расширилась — возведено более 100 арт-объектов, многие из которых стали знаковыми: «Ротонда», «Маяк», «Николино Ухо», «Бобур» и другие. В разные годы участие в фестивале приняли более 150 авторов, среди которых Франсуа Рош (Франция), Александр Бродский (Россия), Адриан Гейзе (Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия) и другие.