- Бойцы, мои боевые товарищи дали этот позывной, так как я шустрый, не сижу на месте.
- Вы на специальной военной операции с самого начала?
- Практически, да: с августа 2022 года. Тогда я добровольно заключил контракт на полгода. Они давно прошли, но я до сих пор на фронте. Но я не жалею ни о чем!
- Разведка – это же опасно!
- Артиллеристская разведка.
- В чем разница между обычной разведкой и артиллеристской?
- Обычная разведка ищет людей и места. Артразведка ищет орудия противника и блиндажи.
- Без секретов: вы работаете с БПЛА или физически?
- И физически, и с БПЛА.
- Достаточно часто бывая на Донбассе и общаясь с бойцами, жителями, с которыми я длительное время пребывания познакомилась, знаю, что ВСУ стали сейчас стрелять по городам из тяжелого вооружения. Насколько сложно вычислить такие установки, они ведь наносят ущерб более серьезный?
- Да, согласен, что тяжело. Потому что если калибр большой 155 мм, это орудие НАТО.
- Как «Хаймерс»?
- Мы их в простонародье называем «Химерами». Их вычислить очень тяжело. Мы вычисляем гаубицы М-777. Их вычисляет наша специальная аппаратура. «Химеру» сложно вычислить аппаратурой. Ее определяет наша беспилотная техника.
- Как правило, они отстреливаются и снова эту технику прячут?
- Да, они отстрелялись и спрятали. У нас есть аппаратура, которая вражескую технику и орудия вычисляет по звуку выхода – когда выходит снаряд.
- И расстояние измеряет, да?
- И расстояние. Одна аппаратура вычислила, вторая. В итоге, с ее помощью мы вычисляем координаты и передаем их куда нужно. Там их рассчитывают.
- За достаточно длительный срок, пока вы находитесь на СВО, уже завязались дружеские и, можно сказать, братские взаимоотношения?
- Братские – между боевыми товарищами. Кто тебя прикроет, кто спасет, кроме твоего боевого товарища?
- Это ценно, когда понимаешь, что можешь человеку доверить спину?
- Это очень ценно! Не могу описать это словами. Надо чувствовать бойца, довериться ему! В нашем подразделении все друг другу доверяют.
- Как семья отнеслась к тому, что вы приняли такое решение?
- Семья была против, естественно. Это вполне нормально, я же ушел из семьи. Но сейчас семья уже смирилась. У меня маленькая дочка, ждет меня с нетерпением домой. Спрашивает: «Где папа?» Ей три годика. Каждый раз мой приход в отпуск со СВО – для нее большой праздник.
- Денис, расскажите про свои награды…
- На мне сейчас две награды. Одна более значимая – как участник СВО, вторая – медаль Жукова – госнаграда, была дана за заслуги. Получил ее за боевое отличие: выполнил специальное задание и меня наградили. Еще я подан на орден «За храбрость» II степени и на медаль «За боевые отличия». Эти госнаграды пока до меня не дошли.
- Приятно получать награды?
- Да, конечно, приятно. Не передать ощущения, но это приятно. Но надо их заслужить еще!
- Скажите, пожалуйста, вы все-таки молодой человек. Вам думалось ранее, что в вашей жизни случится такая работа и такая ситуация в стране?
- На самом деле – никогда. Никогда не думал, что окажусь на фронте. Сейчас уже думаю, как защитить свой народ, близких. И быстрее бы это все закончилось!
- Часто говорят, что бойцам понадобится помощь психологов, чтобы адаптироваться к мирной жизни. Потому что, находясь в критических ситуациях, часто и длительное время, обостренное чувство справедливости сыграет свою злую шутку. Когда вернетесь с фронта, чем займетесь? Останетесь в прошлой профессии или будете подыскивать что-то другое?
- Скажу за себя: я вполне адекватный и вполне нормальный. Но на многие вещи смотрю по-другому, действительно, на мелочи. Например, человек разбил дорогую машину – ой, переживает. Зачем переживать? Главное, что ты жив остался! Главное, что родные и близкие живы, а разбитая машина – мелочи! Вот на такие мелочи в простой жизни я не обращаю внимания.
- Но вы вернетесь к своей профессии, которой занимались? Чем вы занимались?
- Я, вообще, продавец. То есть, последнее время я работал в продажах, а ранее – в структурах, в группе быстрого реагирования.
- Сегодня многие ребята рискуют жизнью, что бы сохранить суверенитет страны. Жаль, что многие граждане этого не понимают. Как относитесь к таким людям?
- На моем пути такие люди не попадались. Но, думаю, сколько людей, столько и мнений. Ни капельки не осуждаю. Единственное, обидно, что они в России живут!
- Вы встречались с волонтерами? Можете сказать о волонтерском движении?
- Волонтерское движение для нас – это огромная помощь! Они здесь по-своему воюют. То есть, они собирают помощь для нас. Люди не все сидят дома. Некоторые люди после работы едут не домой, а в определенное место, где вяжут масксети, собирают деньги, приобретают элементарное – носки, теплые вещи. Дети не мультики смотрят, а уже что-то понимают и пишут письма нам – бойцам. Для нас это огромная помощь! То есть с боевого задания приходишь грустный, уставший, мокрый, прочитаешь письмо от ребенка незнакомого и… до мурашек! И знаешь, что тебя не только родственники дома ждут, но и чужие дети и чужие люди.
- С самого начала СВО у нас в Красноярском крае и по всей стране начали работать такие организации, как Народный фронт. Так же разные предприниматели начинают фонды создавать. Это помощь, которая спасает жизни. На вашем направлении какая волонтерская помощь нужна?
- На нашем направлении нужны расходные материалы. Это, как правило, генераторы, потому что большинство бойцов сидят не в окопах, а в блиндажах. То есть в полях выкапывают блиндажи и накрывают бревнами. Естественно, нужно тепло. Его может дать генератор. Генератор заводишь бензином или соляркой. Это мы сами доставляем бойцам, которые непосредственно выполняют боевую задачу там. К генератору подключаем тепловые пушки. Поэтому генераторы нужны. Это расходные материал, так как он долго не живет. Объясню почему: потому что работает круглосуточно. Еще раз повторюсь: нам нужно тепло, нужно заряжать оборудование, и, естественно, очень нужна техника повышенной проходимости. Это первые два момента, которые необходимы бойцам. Такая техника – это «УАЗики», «Нивы». Они нужны, чтобы бойца подменить после того как он месяц просидит на передовой. Ему нужно помыться и постираться. Еще это доставка продуктов, потому что боец должен постоянно питаться. И для эвакуации: не дай бог, бойца ранили и нужно на его точку заехать. На военной технике это быстро не получится, так как она большая и первостепенная цель для врага. На гражданской машине повышенной проходимости получится гораздо лучше.
- С волонтерами у вас теплые отношения завязались?
- Скорее – с Народным фронтом. С ними сотрудничаю. Я лично не знаком, но всем волонтерам хочу сказать огромное спасибо! Потому что посылки в Народный фронт несут простые люди и волонтеры. С ними я, к сожалению, не встречался. Огромное спасибо им!
- Спасибо, Денис, что пришли, рассказали о своей тяжелой работе! Желаю вам встретить Победу как можно быстрее! Что бы все мы эту Победу отпраздновали как можно скорее и с наименьшими потерями! Наше дело правое! Победа будет за нами!
Беседовала Елена Пензина.