- Дмитрий, в каком районе СВО вы проходили службу?
- В Луганской народной республике, под Артёмовском, который известен и как Бахмут.
- Какова ваша военная специальность?
- Был штурмовиком в частной военной компании «Вагнер».
- Брали Бахмут?
- К сожалению, я немного не успел до взятия Артёмовска, так как убыл домой по ранению незадолго до финальной точки в этой кровавой битве. Но подготовительную фазу застал – мы брали город Соледар и его окрестные посёлки.
- В чём заключалась ваша служба – вы брали отдельные дома, укрепрайоны?
- Всякая война не только города. Это поля и леса – обширная местность, по которой нужно до жилья дойти. Местности там сильно укреплены нашим противником. Поэтому нам приходилось брать с боем каждые сто метров полей, лесопосадок, леса. Окружать противника и потом штурмовать постройки деревень, промзоны.
- Как вы передвигались, пешком или на машинах? Мешали ли вам коптеры?
- В зоне соприкосновения на машине передвигаться невозможно, так как работает разведка, БПЛА противника и его артиллерия. На момент моей службы дронов у ВСУ было немного, но они были. И любая машина сразу становилась целью для артиллерии. Поэтому, можно сказать, что вся территория была пройдена нами ползком. Ходить вдоль линии боевого соприкосновении – значит погибнуть. Сам я работал разведчиком - оператором БПЛА, поэтому в мои обязанности входила разведка и координация групп наших штурмовиков. Боевая работа требует очень сильной концентрации и хорошей координации движений и умения маскироваться.
- Профессия называется дроновод!
- Птичник, - улыбнулся Дмитрий.
- Когда вы пошли добровольцем, то прошли курсы «птичников»?
- Конечно. Сначала прошёл курс общевойсковой подготовки – обращения с различными типами оружия и физподготовки. Специализацией у меня стало управление квадрокоптерами.
- Как осуществляется управление БПЛА? Видео есть, но хочется понять из первоисточника.
- Вообще, это секретная информация. Для операторов коптеров имеются инструкции – как правильно запустить БПЛА и при этом остаться живым. Так как дроны у нас зарубежного производства, противник прекрасно видит место запуска и место работы оператора. Поэтому прежде, чем запустить БПЛА, нужно найти надёжное укрытие. Так как после запуска по тебе начинают стрелять со стороны противника. Разведка – это глаза армии и, соответственно, наводчика стараются обезвредить быстрее. Скажу, что дроноводы ходят отдельно от основного отряда из соображений безопасности для бойцов отряда. Связь идёт по радиоканалам.
- Дмитрий, бывали ли при вас воздушные бои БПЛА? Или квадрокоптеры в небе не встречаются?
- Очень маленькая вероятность встречи объекта 30 х 30 см с другим таким же объектом в одном эшелоне и направлении. Но такие встречи бывали, и наши ребята умудрялись сбивать своей «птичкой» БПЛА противника. Наверное, это кому-то спасало жизнь, потому что у ВСУ дроны, переносящие взрывчатку, появились раньше, чем у нас. Я работал на классическом квардрокоптере.
- Как долго вы находились на линии фронта? Как получили ранение?
- На фронте пробыл около полугода в строю. При выполнении задания произошло минно-взрывное ранение: рядом взорвалась мина из миномёта. От взрывной волны получил контузию и перелом. Правда, ещё две недели отработал, прежде чем командир решил, что меня нужно отправить в госпиталь. Там врачи заявили, что требуется серьёзное лечение. Я не хотел уходить с фронта, считал, что травма несерьёзная. Но медицина посчитала иначе.
- Дмитрий, до ухода на СВО чем вы занимались?
- Я предприниматель, долгое время занимался бизнесом.
- Возникает вопрос: почему вы решили пойти добровольцем?
- Если честно, с самого начала СВО я не находил себе места, потому что хотелось помочь стране, ребятам, которые ушли на фронт. Сначала попытался пойти добровольцем через военкомат. Но из-за возраста меня не взяли: сказали ждать и сдавать нормативы. Потом началась мобилизация, но сказали, что квота по краю уже выполнена и люди не нужны. Но так как я очень хотел и твердо решил идти на СВО, в октябре 2022 года пошёл добровольцем в ЧВК «Вагнер».
- Дмитрий, какие отношения были в вашей группе операторов БПЛА?
- Как таковой группы дроноводов не было. В 2022 году это была новая специальность, и я был в отряде единственным оператором БПЛА. Дронов у нас было мало. Противник их успешно подавлял, поэтому приходилось учиться на ходу.
- У вас на груди две награды. Как они называются и за что вы их получили?
- Госнаграда называется медаль ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». За что – нужно спросить у нашего государства. Вторая награда называется «Окопный крест». Это медаль ЧВК «Вагнер» - даётся за ранение.
- Благодарю вас за интервью!
Беседовал Андрей Григорьев