На Красноярской железной дороге в рамках государственной программы модернизации железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока началась реконструкция Второго Джебского тоннеля.
Это один из двух тоннелей, входящих во Второй Джебский тоннельный комплекс Красноярской железной дороги. Комплекс расположен на линии Междуреченск – Тайшет, на самом сложном перегоне Красноярской железной дороги Джебь – Щетинкино. Пропуск поездов здесь осуществляется через новый тоннель с одноименным названием, построенный в 2006 году (протяженность - 751,5 м).
Протяженность Второго Джебского тоннеля – 660,8 м. Он был сдан в эксплуатацию в 1968 году, вместе с железнодорожной линией Абакан – Тайшет. Через 35 лет эксплуатации сильное обводнение данного участка привело к обветшанию инженерного сооружения и начало создавать угрозу безопасности движения поездов. Именно поэтому в 2006 году, после сдачи в эксплуатацию нового Джебского тоннеля, было принято решение о его консервации.
Реконструкция Второго Джебского тоннеля необходима для организации 2-путного движения на Южном ходу Красноярской магистрали, где сегодня реализуется масштабная программа развития пропускных способностей. В ходе работ будут увеличены габариты Второго Джебского тоннеля и произведена полная замена его внутренних конструкций с применением новейших технологий гидроизоляции, современных инженерных систем – вентиляции, водоотведения, освещения. Работы по расширению тоннеля будут производиться горнопроходческим способом. Устройство железнодорожного полотна в обновленном тоннеле также предполагает применение самых современных технологий – оно будет безбалластным, на железобетонных плитах. После завершения реконструкции движение поездов на перегоне Джебь – Щетинкино будет осуществляться через оба тоннеля в двух направлениях.
На реализацию данного инвестиционного проекта будет направлено 2,6 млрд руб. Работы планируется завершить в 2016 году.
Работы по строительству вторых путей развернуты сегодня на всем перегоне Джебь – Щетинкино, ведется реконструкция самой станции Джебь со спрямлением горловины станции, что позволит существенно увеличить скорость движения поездов по данному участку.
***
Второй Джебский тоннель станет пятым тоннелем на Красноярской железной дороге, построенным за последние 10 лет. В 2006 году сдан в эксплуатацию новый 2-й Джебский тоннель, в 2009 году – Нанхчульский, в 2011 году – Крольский тоннели. В августе 2014 года поезда пошли по новому Манскому тоннелю. Срок безремонтной эксплуатации тоннелей, возводимых или реконструируемых по современным технологиям, рассчитан на 100-150 лет.
Для увеличения пропускных способностей и беспрепятственного проследования поездов с 2009 года на Красноярской железной дороге реализуется инвестиционная программа "Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет". За эти годы пропускная способность направления Междуреченск – Тайшет увеличена с 18 до 25 пар поездов в сутки. В октябре 2012 года Правительством Российской Федерации было принято решение о государственной поддержке развития участка Междуреченск – Тайшет, проект стал частью национальной государственной программы повышения пропускных способностей Транссиба и БАМа.
В целом, до 2019 года в рамках реализации государственной программы комплексного развития линии Междуреченск – Тайшет предполагается строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах. Общий объем инвестиций на период 2013-2019 гг. оценивается в размере 41,5 млрд. рублей. В том числе, за счет средств ОАО "РЖД" - 1,5 млрд. рублей, за счет средств государственной поддержки – 40,0 млрд. рублей.