По информации начальника военного учебного центра (ВУЦ) Владимира Кобзаря, самолет создан на Иркутском авиационном заводе. Ранее этот борт использовали для обучения курсантов летных училищ РФ. Местом постоянной прописки Як-130 станет учебный аэродром филиала МГТУ ГА – партнерского вуза политеха.
Самолет доставили на аэродром в ночь с 23 на 24 ноября. Воздушное судно оборудовано цифровой комплексной системой управления КСУ-130. Она выполняет функции автоматического управления и активной системы безопасности полёта, позволяя в учебных целях имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов.
«Современный учебно-боевой самолёт послужит уникальным пособием для обучения студентов в сфере эксплуатации авиатехники. Як-130, оснащенный современной авионикой и средствами индикации, повысит качество практической подготовки будущих авиационных специалистов.
Многие из них после окончания университета пополнят инженерно-технический состав Иркутского авиазавода», - сказал Владимир Кобзарь.
Как сообщил преподаватель ВУЦ, подполковник Олег Акулов, с помощью самолета курсантам предстоит осваивать навыки предполетной подготовки авиатехники.
«Материально-техническая база нашего центра активно развивается. Летом арсенал вуза пополнил фронтовой бомбардировщик СУ-24.
Самолет Як-130 - это машина нового поколения. Прежде всего, Як-130 интересен будущим авиационным инженерам-электрикам и радистам. Из-за большого количества цифровой «начинки», сотрудники Иркутского авиазавода в шутку называют данную модель самолета «летающим ноутбуком». Мы рады, что такая техника доступна курсантам военного учебного центра», - отметил Олег Акулов.
Самолет доставили на территорию аэродрома частично разобранным. Для сборки машины пригласили сотрудников авиазавода. За ходом работ 24 ноября наблюдали курсанты военного учебного центра ИРНИТУ и студенты Иркутского филиала МГТУ ГА. Представители вузов занимаются в учебном центре раз в неделю.
Оценить характеристики самолета успел политеховец Матвей Дзюба.
Он обучается на третьем курсе политеха и готовится стать авиаинженером. В дополнение к основной специальности молодой человек получает военную профессию - учится обслуживать авиационные двигатели.
Матвей называет самолет Як-130 отличным практическим пособием, помогающим закрепить теоретические знания.
«Предполетная подготовка воздушного судна – ответственный процесс. Она подразумевает контроль исправности борта, топливную заправку. Для допуска к работе с самолетом нужно получить обширные компетенции. Такую возможность нам дает военный учебный центр. Под руководством преподавателей мы выполняем разные задания.
Например, работая с бомбардировщиком СУ-24, разбираем его пневмо и гидросистемы. Як-130 интересен тем, что позволяет изучить любой аспект самолётостроения, начиная с оснастки до электронного оборудования. Надеюсь, что совсем скоро мы приступим к занятиям на этом самолете», - поделился мнением курсант.
В дальнейшем военный учебный центр ИРНИТУ будет оснащен вертолетом Ми-8 МТ.
СПРАВКА: Як-130 разработали специалисты ОКБ имени А.С. Яковлева для замены учебно-боевого самолета L-39, который ранее использовали в тренировке летчиков. Впервые воздушное судно такого типа подняли на крыло в 1996 году. Спустя 13 лет первый полет совершил серийный Як-130. На вооружении ВВС России стоит около 140 единиц техники. Самолет активно используют летные училища.