Уже в феврале 1992 года по инициативе руководителей 50 крупнейших предприятий топливно-энергетического комплекса страны в Тюмени состоялся съезд, на котором был образован Союз нефтепромышленников. Пионерами Союза были, в том числе, Нижневартовскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Пурнефтегаз, Когалымнефтегаз, Урайнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Юганскнефтегаз, Томскнефть, Тюменнефтегаз, Варьеганнефтегаз, Мегионнефтегаз, Ярославнефтеоргсинтез.
В 1993 году к ним присоединилась Роснефть, а после присоединения Газпрома в 1995 году Союз получил свое нынешнее название.
Инициаторы создания Союза, лидером которых был губернатор Тюменской области Юрий Шафраник (с 1993 года – министр топлива и энергетики РФ), считали, что в тех суровых условиях сохранение жизнеспособности отрасли, её предприятий и сотен тысяч рабочих мест невозможно без активной деятельности такого объединения.
Огромное значение (политическое, историческое) имело то, что Союз был инициатором появления группы депутатов «Регионы России». Деятельность этой группы, как и работа представителей Союза в Совете Федерации, при тесном сотрудничестве с Министерством топлива и энергетики, позволили успешно решить многие вопросы укрепления и развития топливно-энергетического комплекса.
Образование Союза позволило четко сформулировать интересы целого ряда отраслей и найти пути реформирования, приемлемые как для нефтяников и газовиков (кстати, также для электроэнергетиков и угольщиков), так и для Правительства и Парламента. На базе Закона «О недрах» и идеи вертикально интегрированных компаний тогдашнему Министерству топлива и энергетики при активном содействии Союза удалось заложить юридические основы и создать крупные работоспособные компании, которые позволили благополучно преодолеть наиболее тяжелый период развала старой системы управления экономикой и перехода на рыночные рельсы. При этом представители Союза в полной мере использовали мировой опыт. В итоге был достигнут колоссальный результат: ВИНКи России работают на уровне лучших мировых компаний.
При этом важно напомнить, что к 2000 году даже угольная промышленность превратилась из полностью дотационной в рентабельную.
Союз постоянно вносил предложения в Государственную думу и Правительство по совершенствованию функционирования отрасли. Формировал общие позиции компаний по поддержанию необходимого уровня инвестиций, прежде всего, в разведывательное и эксплуатационное бурение.
Сегодня Союз нефтегазопромышленников представляет собой экспертное сообщество, акцентирующее внимание власти и бизнеса на нерешенных проблемах отрасли и предлагающее пути их преодоления. Прямыми рычагами воздействия на принятие решений он не обладает и не претендует на это. Но, как говорится, правильно заданный вопрос — половина правильного ответа. Задача любого общественного профессионального сообщества — формулировать злободневные вопросы, правильное решение которых позволит преодолеть возникшие трудности. И Союз достойно это осуществляет.
Он влияет не на власть, а на ситуацию в целом. Роль компаний, особенно системообразующих, в развитии нефтегазовой отрасли весьма и весьма значительна. Это связано с тем, что в итоге создана законодательная база и вполне стабильная производственная ситуация. Последняя, в свою очередь, во многом определяется такими отраслевыми локомотивами, как Роснефть, Газпром, Газпром нефть, Лукойл, Сургутнефтегаз, НОВАТЭК.
Напомним, что именно Союз выдвинул тезис о приоритете поворота отрасли в Китай в то время, когда многие говорили, что это нонсенс. В этом направлении трубопроводов вообще не было. Эксперты начали говорить об этом в 2005 году, и в Союзе разработали соответствующую доктрину, донесли идею до Администрации Президента. Была длительная дискуссия, и руководство страны приняло решение, которое реализовывалось в течение 10 лет. Начало прокладке «дороги на Восток» было положено строительством проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Поворотным моментом стал газовый терминал «Сахалин-2».
Завершение строительства «Силы Сибири» открыло новый этап в развитии восточного направления посредством экспорта природного газа в Китай. Вступил в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», действуют терминалы по отгрузке нефти и угля. На Сахалине, в Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке особенно очевидно уверенное формирование Восточного вектора нашего энергетического развития и экспорта.
Наиболее важным рынком на этом направлении является не только Китай, но Тихоокеанский регион в целом, включая Вьетнам, Японию, Малайзию и западное побережье Северной Америки.
Сейчас для Союза приоритетным является создание механизма преференций, в том числе налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока. Это и совершенствование нормативной законодательной базы, в частности закона «О недрах», разработка и принятие федеральных законов «О нефти» и «О магистральных трубопроводных системах». Ведется работа по заключению и реализации отраслевых соглашений, в приоритете ‒ содействие развитию отраслевой науки, внедрению высоких технологий и новой техники, цифровизация всех производственных процессов и еще ряд не менее актуальных для отрасли вопросов.