На форуме «Арктика: Настоящее и будущее» данный вопрос обсуждался на специальной Конференции.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил: «Для развития Севморпути требуются экстраординарные инвестиции и готовность наземной и флотской инфраструктуры. Безопасность судоходства по СМП будет обеспечивать новая спутниковая группировка, которая включает 12 новых аппаратов, новая гидрографическая инфраструктура, аварийно-спасательная инфраструктура. На это заложено 438 млрд. рублей»
Министр подчеркнул, что неразрывно с темой развития Северного морского пути решается задача обеспечения наших северных территорий жизненно важными грузами. Для этого будет принят новый федеральный закон, разрабатывается цифровая платформа для планирования северного завоза и вывоза. В него будет включен обязательно экологический блок. Чекунков поблагодарил регионы, которые вместе делают российский Север более богатым и благополучным.
Заместитель председателя госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов, в своем выступлении сказал, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, объемы перевозок грузов увеличиваются. «Так, компания Роснефть в этом году завезет более полумиллиона тысяч тонн. И это только грузы для реализации проекта Восток Ойл. По прогнозу мы выходим на общий грузопоток порядка 34 млн. тонн».
Он сказал, что Северный морской путь это единственная дорога, в которой у России уникальные компетенции. «Все это началось с прорывных решений компании «Норникель». Они первыми в истории построили суда и создали сегодняшнюю реальность с точки зрения логистики».
Старший вице-президент, руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий в своем выступлении подчеркнул, что для компании основным приоритетом является реализация планов, которые были приняты несколько лет назад.
Дубовицкий рассказал о важности ледокольного флота. «Нам необходимо обеспечить большую нагрузку с точки зрения перевозных мощностей на Северном морском пути. На сегодняшний момент мы уже увеличили грузопоток по СМП на полмиллиона тонн. Это негабаритные грузы. В предыдущую навигацию количество обработанных судорейсов в Дудинке выросло на 75%. Это абсолютный рекорд за многие годы», рассказал он. - Что мы делаем как оператор флота? Мы развиваем наши портовые мощности. Более 10 млрд рублей вложили за последние три года в развитие Мурманского терминала и Дудинского порта. Также в новых реалиях мы тестируем новые маршруты. Этим летом провели пилотный коммерческий рейс по вывозу нашей продукции напрямую в Китай».
Говоря о дальнейшем развитии, Дубовицкий сказал, что необходимы ледоколы: «Ледоколы и еще раз ледоколы. Нам важно обеспечить новые провозные мощности ледокольным сопровождением. Исторически мы привлекали один ледокол. Сейчас на нашем направлении работают три».
Напомним сегодня «Норникель» и «Росатом» подписали соглашение об аренде ледокола Сибирь до 2041 года.