24.11.2024
°C
1
$ 102.58
€ 107.43
erid:2VtzqxZLsdk

Юрий Шафраник: наши бюджетные потоки «омывают чужие берега», оставляя без развития отечественное машиностроение

Минэнерго предлагает обязать нефтегазовые компании использовать не менее 40% оборудования отечественного производства для работ по добыче и транспортировке нефти, а при работах на шельфе — 20%. Об этом сообщила газета «Ведомости». В принципе, неплохо, что энергетические чиновники подхватили давнюю идею профессионалов нефтегазовой отрасли о необходимости поддерживать и развивать собственные сервисные компании, машиностроительные предприятия и профильные институты и КБ. Однако смущает «процентная ставка», поскольку контрольный (в первом случае) и монопольный (во втором) пакеты доходов будут по-прежнему принадлежать зарубежным производителям оборудования и технологий добычи и транспортировки углеводородов.
«Уже сегодня очевидна опасность попасть в зависимость от зарубежных компаний, — считает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. — Я не волнуюсь, когда на основе разумных и взаимовыгодных договоров мы отдаем в эксплуатацию западным компаниям какие-то месторождения, доверяем значительные объемы разведывательных работ. Если все контролируется, то нечего и тревожиться. А вот отдать зарубежным партнерам больше 30% технологического уклада добычи углеводородов — это, я бы сказал, трагедия для нашего машиностроения и науки, так как технологии и оборудование по-прежнему придется импортировать за очень большие деньги».
Действительно, и без того во многом утрачен технологический потенциал, набранный к 1990 году. Тогда нашим нефтяникам и во сне не привиделась бы работа на буровых установках китайского производства. Мы имели пусть не самое лучшее в мире, но вполне адекватное времени собственное оборудование (кстати, эксплуатируемое многими до сих пор). А сейчас не только частные, но и государственные компании (значит, на государственные средства) покупают огромное количество буровой техники в Китае и других странах.
Следовательно, как отмечает Юрий Шафраник, «…наши бюджетные потоки «омывают чужие берега», оставляя без развития отечественное машиностроение, включая собственные возможности ремонта и обслуживания скважин, насосных установок и т.п. Между тем дай мы своим сервисным компаниям контракты на пару-тройку лет (а зарубежные ограничить, допустим, годом), и они вложатся в серьезные заказы, купят под эти контракты современное оборудование. Такая тенденция просматривается. Но темпы ее развития, я убежден, непростительно медленны».


Мы в популярных социальных сетях