Перед началом выездного заседания комитета по природным ресурсам и экологии краевого парламента депутаты посетили «сухое» хранилище Горно-химического комбината, а также побывали на площадке, где в Нижнеканском массиве уже через несколько лет будет построена подземная лаборатория. А позже, возможно, и объект окончательной изоляции радиоактивных отходов.
Напомним, в 2012 году на общественных слушаниях по созданию подземной исследовательской лаборатории РАО большинство железногорцев поддержали проект. Несколько лет ученые и специалисты будут проводить исследования, главной задачей которых является подтвердить пригодность массива горных пород для безопасного захоронения долгоживущих высокоактивных отходов (ВАО) и среднеактивных отходов (САО), а также отработка технологических операций обращения с радиоактивными отходами (РАО).
«Очень важно, что достаточно большая часть депутатов Законодательного Собрания заинтересовалась этой темой. Я считаю важным, что все услышали: сегодня речи о захоронении не идёт, а только о строительстве лаборатории. Через 11 лет, как говорили нам сегодня (как минимум, 5 лет будут строить, 6 лет – наблюдать), будет приниматься окончательное решение, - отметил в беседе с журналистами председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. - Мы всегда задаём вопрос о том, как будут учитываться интересы жителей края. По федеральному законодательству должны будут пройти общественные слушания, и мы все вместе будем принимать решение - строить здесь место захоронения либо нет».
Специально для встречи с краевыми депутатами из Москвы в Железногорск прибыл целый десант руководителей структур госкорпорации «Росатом», которые курируют и Железногорск, и территории, которые занимаются переработкой и захоронением ядерных отходов. «Проблема радиоактивных отходов актуальна для всех стран, она широко обсуждается, и никаких коммерческих тайн здесь нет, - сообщил журналистам директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО госкорпорации «Росатом» Олег Крюков. - На наш взгляд, объект отличается тем, что массив достаточно устойчив, он совершенно слабо пропускает влагу, что в данном случае важно. Но в любом случае всё это должно исследоваться».
«Проект очень серьезный и сложный. В первую очередь, сложный в восприятии. Поэтому пока строится исследовательская лаборатория, необходимо максимальное количество людей, экспертов вовлечь в этот процесс. Для того, чтобы уже с открытыми глазами смотреть на результаты исследования и принимать окончательное решение о возможности размещения здесь уже не самой лаборатории, а объекта по окончательной изоляции, - - добавил Глава Железногорска Игорь Куксин. – Год назад НО РАО и Сибирский федеральный университет подписали соглашение о научном взаимодействии и сопровождении. Поэтому для Железногорска этот проект в плане развития научных идей и мыслей очень выгоден и привлекателен».
На заседании комитета, которое состоялось в здании администрации Железногорска, особое внимание было уделено теме радиационной безопасности. По словам министра экологии и рационального природопользования края Павла Корчашкина, на мероприятия подпрограммы по обеспечению радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания ежегодно выделяется 55 млн рублей.
В своём докладе Олег Крюков сообщил, что в России накоплено 24 тысячи тонн отработавшего ядерного топлива. Мощности хранения «мокрого» хранилища Горно-химического комбината составляют примерно 9 тысяч тонн, «сухого» - 35 тысяч тонн. И наиболее экологически и экономически оправданным «Росатом» видит сегодня следующий подход к обращению с ОЯТ – это переработка с целью рецикла регенирируемых материалов. Такми образом, по оценкам специалистов, период потенциальной опасности в отличие от прямого захоронения сокращается с 300 тысяч лет до 300 лет.
По его словам, в Железногорске на Горно-химическом комбинате создаётся уникальный технологический кластер по обращению с ОЯТ.
Депутат Николай Креминский поинтересовался у представителей «Росатома», какую пользу получит Красноярский край от строительства объекта захоронения. Олег Крюков ответил, что это рост зарплат и доходности предприятий атомной отрасли, и, соответственно, увеличение налоговых отчислений в бюджет. Он также развеял слухи о том, что в Железногорск будут свозиться отходы со всего мира. ОЯТ будет поступать только с Горно-химического комбината и предприятия «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область).
Парламентарий Владимир Рейнгардт поинтересовался о том, как ведётся экологический мониторинг и как «Росатом» контролирует влияние производства на местную флору и фауну. «Горно-химический комбинат имеет все необходимые разрешения, как по воздушным выбросам, так и сбросам. На предприятии имеется очень мощная служба экологической безопасности, это система экологического менеджмента. Ведется регулярный отчет, предоставляется вся информация, она открыта. Ежегодно составляется экологический отчет, который публикуется, публично рассматривается и контролируется со стороны «Росатома», - ответил генеральный директор Горно-химического комбината Дмитрий Колупаев.
Представитель российской экологической партии «Зелёные» Сергей Шахматов представил данные о том, что жители края знают о новом объекте в Железногорске и предложил организовать с общественниками инспекционные выезды в ЗАТО, рассказывая, на каком этапе что реализуется.
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Попов считает, что в этом вопросе защитниками проекта и планов Росатома должны стать сами железногорцы.
Спикер краевого парламента поблагодарил представителей госкорпорации за организацию визита. «Спасибо за возможность здесь побывать и посмотреть, как здесь всё организовано, - сказал спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов. – Многие вещи меня впечатлили. Я, конечно, имел представление о Горно-химическом предприятии – ведущем предприятии «Росатома». Наверное, одного из ведущих мировых лидеров. Я могу приветствовать «Росатом» в лице наших коллег, ту политику, которая направлена на переработку, фракционирование, на максимальное снижение запасов той энергии, той реактивности, тех отходов, о которых мы все говорим».
Фото Бурмистрова А. В. и пресс-службы администрации Железногорска