На сегодняшний день их в Красноярском крае уже три: Пировский, Шарыповский и Тюхтетский.
Желая поближе познакомиться с опытом создания муниципального округа и организации управления в нем, на прошлой неделе краевые парламентарии посетили Северо-Енисейский район с рабочим визитом. В состав делегации также вошли главы районов, председатели местных советов из состава секции по вопросам местного самоуправления Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.
Напомним, именно Северо-Енисейский район стал первооткрывателем в этом направлении. В частности, еще в 1996 году, североенисейцы провели у себя референдум и отказались от звена сельских советов в пользу единого центра управления из района. Статус единого муниципального образования (ЕМО) был подкреплен в 2005 году Конституционным законом Российской Федерации о создании нового субъекта в составе Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. В этом законе Северо-Енисейскому району была посвящена отдельная статья, и это уникальный случай в законодательной практике. На сегодняшний день район включает в свой состав 12 населённых пунктов с единой системой управления и бюджетом.
По словам главы Северо-Енисейского района Ишмурата Гайнутдинова идея единого муниципального образования появилась в связи со сложной экономической ситуации на территории: «В середине 90-х годов положение было отчаянное. Большинство предприятий, включая богатейшее когда-то АО «Золото» находились на грани банкротства. Зарплаты и пенсии не выплачивались по полгода, все кто мог, покидали район, безработица в поселках превышала пятьдесят процентов. Коммунальное хозяйство состояло из множества мелких фирм, погрязших в долгах и практически не действующих: жилищный фонд ветшал, транспорт не ходил, вода и тепло по сгнившим трубам «подавались» в землю, люди мерзли, пришлось сокращать уроки в школах. Стоял вопрос о расформировании района. Нас хотели присоединить к Мотыгинскому или Енисейскому району. И вот в тот момент подобралась небольшая инициативная группа, для которой район был не просто точкой на карте. Мы разработали план из четырех пунктов: восстановление структуры жизнеобеспечения, ликвидация безработицы, оздоровление финансовой системы. Но ничего из этого нельзя было сделать без управляемости всеми процессами и безоговорочной исполнительской дисциплины – это стало первым и самым важным пунктом плана, без которого остальные не имели смысла. На тот момент это был вопрос выживания. Так родилась идея единого муниципального образования и референдума. Народ нас поддержал. В 2001 году пришлось проводить еще один референдум, и снова люди выбрали ЕМО, а потом и Конституционный закон закрепил свершившийся факт на самом высоком законодательном уровне».
Население составляет 10,4 тысячи человек, которые проживают в десяти поселениях, разбросанных на территории 47,3 тыс.квадратных километров. Еще несколько тысяч человек – вахтовики.
В структуру органов местного самоуправления ЕМО входят районный Совет депутатов, глава района, администрация района и контрольно-счетная комиссия. Районный Совет состоит из 21 депутата, которые избираются на пять лет и только председатель Совета работает на освобожденной платной основе. Глава района также избирается на пять лет. Глава руководит работой администрации, которая, в свою очередь, подотчетна райсовету. В шести населенных пунктах есть собственные главы, которые фактически являются заместителями главы района. Они следят за ситуацией на подведомственной территории, обеспечивают жизнедеятельность поселений, участвуют в формировании консолидированного бюджета и планов экономического развития. Помимо шести глав в поселениях работают по одному – два специалиста. Собственных администраций, а также сельских и поселковых Советов депутатов одноуровневая модель ЕМО не предполагает.
В рамках рабочей поездки парламентарии смогли больше узнать о работе местной администрации. В частности, каждая рабочая неделя начинается с утренней планерки. Заместители докладывают главе о положении дел в Тее, на Брянке, в Новой Калами, Вельмо и других поселениях района. Руководители муниципальных предприятий, подразделений администрации отчитываются по отраслям. Вместе составляют план на неделю. Отраслевые планерки проходят ежедневно, но еще до начала рабочего дня глава территории объезжает и обходит весь ПГТ, проверяет чистоту улиц, работу котельных, разговаривает с людьми. Каждый
Общаясь с горожанами о жизни в Северо-Енисейском районе, парламентарии не раз услышали высказывание о том, что местные жители считают себя одной большой семьей и участие в жизни района для них высочайшая ответственность .
Администрация района активно поддерживает местное население. Как рассказала сопровождавшая гостей председатель районного Совета депутатов Татьяна Калинина , район можно назвать «Землей Санникова»: в тайге растет северная морошка, а на своих участках жители ухитряются выращивать клубнику и помидоры. Для тех, кто рискует заниматься приусадебным хозяйством, район принял муниципальную программу поддержки: в прошлом году 35 человек получили субсидий по возмещению затрат на 900 тыс.рублей.
Делясь впечателниями от поездки депутат Законодательного Собрания Илья Зайцев отметил: «В крае сейчас несколько территорий находятся в процессе создания муниципальных округов, есть и те, кто об этом пока только думает. Мы помним, что главным условием для преобразования в одноуровневую модель управления является волеизъявление жителей всех поселений внутри районов, об этом прямо говорит федеральный закон и краевое законодательство. Очень важно было посмотреть опыт Северо-Енисейского района, который в этом ключе работает уже больше двадцати лет. Хотя просто брать и копировать увиденное достаточно сложно, прежде всего, потому, что здесь уникальный руководитель и такая же команда. Да и люди в целом в своем роде уникальны. Кроме того, надо учитывать, что район – один из немногих в крае, который не требует финансовых вливаний, где хорошая наполняемость бюджета, существуют собственные инициативные меры поддержки. В то же время мы убедились, что не возникает каких-то существенных проблем, когда поселения отказываются от собственных управленческих структур и сельских советов. Важно обеспечить представительство интересов поселений на уровне района или муниципального округа. Для этого существуют различные возможности: представители главы в каждом населенном пункте, общественные советы. Здесь мы видим уникальный опыт прямого контакта жителей с главой района, с сотрудниками администрации, когда буквально по звонку можно рассказать о проблеме, и эта проблема будет решена в самые разумные сроки».
Фото: Корецкий В. Н.