Эта ассоциация экономического взаимодействия субъектов России учреждена в 1990 году регионами Сибири и Урала. Сейчас в «Сибирском соглашении» состоят субъекты трех федеральных округов — Уральского, Сибирского и Дальневосточного. Входит в него и в Красноярский край, от которого в заседании ассоциации участвовали губернатор Александр Усс и председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко.
Главы регионов, председатели правительств субъектов, руководители законодательных органов обсудили предложения, которые выдвигают регионы для развития направлений Стратегии социально-экономическому развитию СФО до 2035 года. Сегодня это около 500 неповторяющихся пунктов, которые сведены в один документ.
Также участникам представили проект МАСС «Развитие внутрирегиональной и межрегиональной авиамаршрутной сети на территории Сибири». Этот проект призван уменьшить нагрузку на региональные бюджеты через привлечения инвестиций из средств федерации. Так, в 2023 году из Красноярска осуществляется 17 субсидируемых из бюджета межрегиональных авиамаршрутов четырех авиаперевозчиков. Наибольшее их количество приходится на «КрасАвиа», все перелёты выполняются на условиях софинансирования за счет федерального и регионального бюджетов. На 2023 год на эти цели предусмотрено порядка 356 млн рублей, но необходимо софинансирование и перелетов внутри края.
«Сегодня обсуждали один из ключевых для Красноярского края вопросов — развитие внутрирегионального авиасообщения. Здесь был позитивно отмечен опыт Красноярского края с точки зрения состояния аэропортов. Мы говорили о перспективах, связанных с субсидированием внутрирегиональных перевозок за счет средств федерального бюджета. Сегодня серьезный шаг сделан в эту сторону. Это очень важно для того, чтобы те усилия, те средства, которые тратят регионы, были подкреплены соответствующим объемом финансирования из федерального бюджета. Такая программа есть для регионов Дальнего Востока. Федеральный бюджет субсидирует магистральные авиаперелеты, но для Сибири принципиально важны субсидии перелетов внутри регионов. Ведь часто транспортное плечо внутри нашего Красноярского края оказывается больше, чем перелет в соседний субъект, например, в Новосибирск. Очень серьезной была работа по подготовке обоснования по этой позиции. Здесь участвовали все регионы. Мы утвердили серьезный документ, который пойдет для работы в правительство, в Минтранс. Надеемся, что нам удастся сдвинуть эту тему, которую регионы Сибири пытаются продвинуть на протяжении нескольких лет», - пояснил спикер краевого парламента Алексей Додатко.
Кроме того, заседание «Сибирского соглашения» на КЭФ-2023 стало одной из площадок обсуждения принятой накануне правительством Стратегии развития Сибири до 2035 года. Как рассказал Алексей Додатко, участники обсуждения подготовили конкретные предложения в разделы Стратегии с точки зрения шагов, которые должны предпринять регионы Сибири во взаимодействии с федеральными органами власти.