В феврале Минтранс России заявил о том, что из-за чрезмерной загрузки Транссибирской магистрали для торговли с Юго-Восточной Азией надо активнее использовать водный транспорт. В частности, говорилось о возможности доставки из Кемеровской области и Хакасии угля в край по железной дороге, перегрузки его в портах Красноярска и Лесосибирска на суда и отправки по Енисею в Дудинку и далее в Китай. Также речь шла о пробных поставках 30-ти тыс. тонн уже в эту навигацию.
В ходе обсуждения прозвучал пример с городом Находка, где около пяти лет назад жители на пикетах протестовали против открытой перевалки угля в порту. Угольная пыль загрязняла всё вокруг, включая воды местной бухты. СМИ даже писали о том, что пришлось спасать тюлененка, почерневшего от пыли.
На заседании комитета говорилось о том, что официальных документов, описывающих нюансы проекта и учитывающих наиболее вероятные риски для региона, от федерации в край не поступало. Это подтвердили представители краевых Минэкологии, Минтранса и Минпрома.
Замминистра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Федосеев сообщил, что в портах и так грузят уголь для отправки на Таймыр, в Туруханский, Мотыгинский районы. За всю навигацию отгружается более 130 тыс. тонн, однако остается вопросом, справится ли имеющаяся портовая инфраструктура с экспортными объемами. Кроме того, как рассказала заместитель министра транспорта Красноярского края Лариса Курьякова, транспортные мощности Енисейского речного пароходства тоже полностью загружены.
Относительно инициативы высказались депутаты Владимир Чернышенко, Денис Терехов, Ирина Иванова. Александр Глисков отметил, что открытая перевалка угля для жителей Красноярска вопрос не экономический, а экологический, так как вокруг порта расположены жилые микрорайоны и школа, а для северян реализация таких проектов может обернуться дефицитом жизненно важных товаров в случае, если перевозки угля негативно повлияют на северный завоз.
«Сейчас железная дорога забита углем, поэтому наша лесная отрасль не может осуществить тот самый «поворот на Восток», о котором много говорится. Расширить его предлагается за счет водного транспорта — по Енисею во время навигации любые грузы, в том числе продукцию лесной промышленности, направлять на восток. Коммерсанты из Кемеровской области предложили начать с угля. Я не вижу плохого в том, чтобы использовать такую логистику, но против того, чтобы уголь переваливался открытым способом и загрязнял все пылью в Красноярске и Лесосибирске — такого поворота нам не нужно», - заявил председатель комитета Виталий Дроздов.
Комитет предложил краевому правительству направить в федеральные органы запрос о планах Правительства РФ по развитию транспортных путей, в том числе в целях увеличения перевозки угля через Енисей.