Так, управлением в 2023 году по антимонопольному законодательству рассмотрено более 360 заявлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 57 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 22 предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, 24 нарушения устранено без возбуждения дела, в рамках рассмотрения заявлений и выданных предупреждений. Возбуждено 1298 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму 217 394 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 145 144 тыс. руб., вынесено 426 предупреждений в качестве меры административной ответственности.
Было отмечено одно из направлений деятельности управления - контроль за соблюдением правил подключения к электросетям и иным ресурсам. Большинство совершенных нарушений связано с технологическими присоединениями и необеспечением передачи электрической энергией. Так в 2023 году рассмотрено более 1000 заявлений по фактам нарушения требований технологического присоединения, возбуждено 710 административных дел, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления на сумму более 200 млн. руб., взыскано на конец отчетного периода более 140 млн. руб.
Рассказали о контроле за субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке. Главными фигурантами дел за прошедший период стали ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Крассети», незаконные действия которых привели к штрафным санкциям.
Так, например, изменение ООО «Красстети» источника питания трансформаторной подстанции, привлекло к ущемлению интересов граждан, не получивших своевременно информацию об отключениях. Ведомством восстановлены права граждан, путем исполнения ООО «Крассети» выданного службой предписания о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.
Наряду с вышеуказанными фактами, службой обращено внимание на острую тему для города – парковочные места в центре и наиболее загруженных улицах города. Установлены неправомерные действия администрации г. Красноярска при организации платных стоянок МАУ «Красгорпарк» в обход публичных процедур. По результатам работы управления, виновные лица прекратили деятельность автостоянок и вернули в казну земельные участки под автостоянками.
Также, наиболее обсуждаемая тема в обществе - проверка в сфере ценообразования. Управлением ведется мониторинг цен на различных товарных рынках. Один из таких рынков является рынок нефтепродуктов. «В результате централизованных действий Правительства РФ и антимонопольной службы, цены на нефтепродукты стабилизировались и снизились. Рост цен с начала 2023 года и до конца года не превысил уровень инфляции» - отметил руководитель управления А.А. Годованюк.
Антимонопольным органом ведется работа по выявлению антиконкурентных соглашений как между хозяйствующими субъектами, так и с участием органов власти.
В частности, было доказано наличие соглашения между Красноярским научным центром Сибирского отделения РАН и ООО «ТКО» при заключении в обход проведения конкурентных процедур договора на поставку горюче-смазочных материалов. Обществу назначен «оборотный» штраф.
Также управлением при совместной работе с прокуратурой было выявлено нарушение на рынке строительных работ по капитальному ремонту дорог общего пользования, выразившееся в допуске подрядчика к выполнению работ до организации процедуры аукциона.
Говоря о типичных нарушениях при проведении торгов в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, допускаемых заказчиками, отмечены нарушения, связанные с: включением необоснованных и незаконных требований к участникам торгов, ограничивающих возможность их участия в закупках; не включением в закупочную документацию условий о возможности поставки эквивалента товара или характеристик, позволяющих определить эквивалент товара; необоснованным отклонением заявок участников закупки.
Заместитель руководителя управления М.А. Дударева сделала акцент на контроле в сфере закупок. В 2023 году большинство из поступавших в Красноярское УФАС России обращений о включении информации о поставщиках в РНП были направлены по причине одностороннего отказа заказчиков от исполнения контрактов в связи с существенным нарушением условий контрактов, в том числе еще на стадии подачи заявки. При этом стоит отметить, что в 2023 году ситуации, при которых неисполнение обязательств были вызваны экономической ситуацией, рассматривались намного реже, чем в 2022 году.
«Уровень правовой грамотности в рамках законодательства о контрактной системе стал у субъектов контроля намного выше и все чаще встречаются не банальные нарушения однозначно сформулированных требований закона, а нарушения, связанные с несовершенством механизма правового регулирования и неоднозначностью его норм» - подытожила Марина Александровна.
В заключении ведомство отметило, что по-прежнему много нарушений законодательства о рекламе, связанных с распространением спам-рекламы, однако их численность значительно уменьшалась после запуска единой системы для приема жалоб, разработанной антимонопольной службой и операторами связи, для удобства граждан. Указанная форма расположена по ссылке: https://fas.gov.ru/pages/Reklamnyjspam.