В обсуждении участвовали члены правительства региона, представители управления службы судебных приставов по Красноярскому краю, органов прокуратуры, а также Уполномоченный по правам предпринимателей. Дискуссия прошла в рамках совместного заседания комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению и комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан.
«Надзорные органы выносят предписания, затем следуют решения судов, и их должны исполнить органы местного самоуправления. Это касается состояния дорог, полигонов ТКО, очистных сооружений, проблем обеспечения жильем детей-сирот и др. В большинстве случаев судебные решения не исполняются из-за недостатка финансовых средств на решение всех вопросов у органов МСУ. Существует и вторая причина: организация деятельности конкретных органов местного самоуправления. Многое зависит от их компетентности, от того, как организована работа, и как расставлены приоритеты», — говорит председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова.
Эта проблема актуальна для разных регионов страны. Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов принял участие в заседании по ВКС из Барнаула, где он находится в командировке: «В Алтайском крае во многом те же проблемы, что и у нас. Мы обсуждали эти вопросы с губернатором Виктором Томенко. Речь идет и о жилье для детей-сирот, и о свалках, и о других проблемах, которые относятся к сфере ответственности муниципалитетов».
Владислав Зырянов рассказал о ситуации в Минусинске. Там на администрацию подали в суд и требуют исполнить его решение. Согласно вердикту, необходимо создать инфраструктуру для земельных участков с малоэтажным жильем. Для этого нужно 6 миллиардов рублей, а это годовой бюджет Минусинска.
Всего же общая сумма, необходимая для исполнения судебных решений, составляет около 16 млрд рублей.
Наибольшее число решений судебных органов касается вопросов обеспечения жильём. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в основном производится органами местного самоуправления за счёт краевых субвенций, которые ежегодно предоставляются муниципальным образованиям в сумме порядка 2,5 млрд рублей.
Вместе с тем в службе судебных приставов отмечают положительную динамику по значительному снижению (на 70%) остатка исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам.
К «финансовоёмким» направлениям также относятся создание объектов инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям и строительство (реконструкция) очистных сооружений.
Отметим, что в краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на предоставление межбюджетных трансфертов муниципалитетам: на строительство и реконструкцию дорог, строительство и модернизацию объектов ЖКХ, создание объектов инфраструктуры на земельных участках для многодетных, ремонт школ. На эти цели в 2024 году предусмотрены субсидии муниципалитетам в общей сумме 28,3 млрд рублей, а также иные межбюджетные трансферты в сумме 5,6 млрд рублей.
Важное значение имеет и контроль со стороны краевой власти.
«Безусловно, необходимо соблюдать законодательство и при этом не отказываться от здравой оценки ситуации. Контроль со стороны краевой власти за исполнением судебных решений в отношении глав муниципалитетов должен быть усилен. При этом необходимо провести анализ: сколько судебных решений и дел у того или иного главы города или района. Конечно, главы несут ответственность за все вынесенные судебные решения. Но при этом региональная исполнительная и законодательная власть должны оказывать руководителям территорий более существенную поддержку для исполнения этих решений», — считает вице-спикер регионального парламента Дмитрий Свиридов.
Депутаты предложили правительству региона проанализировать объем и структуру расходов, необходимых для исполнения судебных актов местными бюджетами по отельным отраслям. Органам местного самоуправления рекомендовано работать над тем, чтобы число судебных актов не увеличивалось, спорные вопросы урегулировать во внесудебном порядке, а также активно использовать для этого правовую помощь, оказываемую ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края».
«Исполнение судебных решений для органов МСУ обязательно. Для этого необходимо изыскивать финансовые ресурсы. Разговор на заседании получился очень содержательным, поскольку тема исполнения судебных решений затрагивает не только органы местного самоуправления, но и финансовую политику региона в целом. Да и не только региона, такие проблемы есть во всех субъектах Российской Федерации. Все проблемы нам известны, они требуют принятия финансовых решений на уровне края.
Правительство региона этими вопросами занимается, а мы, в свою очередь, до 1 октября ведем сбор информации, анализируем ее и накануне принятия проекта бюджета на трехлетку будем смотреть, как судебные решения отражены в главном финансовом документе. Подход к решению таких проблем должен быть не только государственным, но и рациональным, взвешенным», — резюмировал председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин.