В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, главы субъектов страны, руководители профильных ведомств, научных организаций.
Михаил Котюков в своем выступлении отметил необходимость системного подхода к развитию отрасли и выстраивания технологической стратегии с учетом перспективных рынков. «Уже сегодня работать с БАС во многих случаях значительно экономичнее, чем с участием человека. При этом необходимо проработать библиотеку сценариев применения БАС, тщательно просчитывать экономику каждого проекта и проводить всестороннее тестирование технологических решений. Сегодня каждый регион в этой работе идет своим путем. Однако важно не только стимулировать спрос на создаваемые аппараты, но и обеспечивать технологическое лидерство через разработку новых моделей. Сегодня необходимо внимательно анализировать перспективные рынки и ставить себе исследовательскую задачу», - сказал он.
Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин рассказал о практике внедрения экспериментальных правовых режимов (ЭПР) для беспилотных аппаратов. Это позволяет апробировать различные модели регулирования отрасли и ускоряет выход на рынок новых решений. В частности, ЭПР по эксплуатации БАС позволяет значительно сократить сроки допуска беспилотников к полетам: за счет гибких требований эксплуатанты БАС быстрее получают разрешения, оперативно выходят на маршруты и предоставляют услуги. На сегодняшний день 11 видов таких экспериментальных режимов действуют в 25 субъектах страны, в них участвуют 154 компании.
Отдельным вопросом на заседании комиссии стала подготовка кадров для отрасли. По оценкам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, за период 2025-2030 гг. кадровая потребность БАС составит 355 тысяч человек, в том числе 56 тысяч специалистов с высшим образованием и 299 тысяч – со средним профессиональным образованием.
Для подготовки кадров в России отобраны опорные центры практического обучения. Эти центры формируются в ведущих образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях и обеспечивают студентов и молодых инженеров необходимыми знаниями и навыками для работы с передовыми технологиями в сфере БАС.
Поддержка инженерных команд — еще один приоритет в работе с кадрами. Такие команды становятся ключевым звеном в разработке и внедрении отечественных технологий в сфере БАС.
Эту же тему Михаил Котюков обсудил в ходе президиума краевого Правительства.
Стоит отметить, что на сегодняшний день регион участвует в реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в рамках Стратегии развития беспилотной авиации РФ до 2030 года с перспективой до 2035 года. БПЛА активно используются в крае для охраны лесов, в сельском хозяйстве, при наблюдении за объектами культурного наследия. Для этих целей задействованы более 60 беспилотников. Однако общая потребность региона до 2030 года оценивается в 402 летательных аппаратах различных конфигураций с возможностью их применения в пяти отраслях.
«Красноярский край стал одним из лидеров по применению новейших российских разработок беспилотных систем, в частности для охраны лесов от пожаров, для мониторинга незаконных вырубок, для обследования объектов культурного наследия, для строительного надзора, - сказал Михаил Котюков. - Но на этом перечень не исчерпывается. Постоянно идёт работа на федеральном уровне, в том числе возможности дальнейшего применения беспилотных российских разработок обсуждаются в рамках работы комиссии Государственного совета по технологическому лидерству».