Нововведение обсудили на совместном заседании комитета по образованию и культуре Законодательного Собрания края и секции Координационного совета. Как отметила председатель комитета Вера Оськина, изменения затрагивают подходы к обучению всех детей, для которых русский язык не является родным.
По данным краевого министерства образования, сегодня в школах региона обучаются почти 6 тысяч детей мигрантов, из них более 3,4 тысячи — граждане иностранных государств. Преимущественно это выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.
Больше всего школьников-иностранцев обучается в Красноярске (76%), Норильске (6%) и Лесосибирске (3%). Есть микрорайоны, где концентрируются семьи мигрантов, что приводит к увеличению процентной численности обучающихся в школах.
Тестирование перед зачислением в образовательные учреждения будет проводить краевая «Школа дистанционного образования», расположенная в Красноярске. Учащиеся 1-х классов пройдут собеседование, дети со 2-го по 11-й класс — устную и письменную диагностику. В случае, если тест не будет пройден, семью проинформируют и порекомендуют подготовиться к пересдаче через три месяца.
Знание языка напрямую влияет на успешность обучения и процесс адаптации детей в русскоязычном обществе. Мониторинг показал, что почти треть школьников с миграционным прошлым испытывают трудности при освоении учебной программы из-за языкового барьера.
В Красноярске уже есть учреждения с успешным опытом адаптации детей мигрантов. Например, в школе №16 действует специальный центр, где с детьми дополнительно занимаются русским языком, помогая преодолеть коммуникативные барьеры и влиться в среду.
Помимо прочего, на заседании обсуждались вопросы системной работы с национальными диаспорами, усиления взаимодействия с семьями, а также необходимость формирования единого алгоритма действий по новой процедуре. Парламентарии отметили важность не только языковой, но и культурной интеграции семей. Проблемы возникают не только с детьми, но и с родителями. Есть мамы, которые передают просьбы педагогам исключительно через записки, так как не могут пояснить устно.
«Проблема языкового барьера, трудности с освоением детьми школьной программы возникли не сейчас. И для ребенка, и для его родителей важно социализироваться в обществе, изучать язык, историю, культуру и традиции нашей страны. Мигранты не должны жить обособленно, им необходимо общаться с русскоязычным населением. Если хочешь быть гражданином Российской Федерации, получать образование, работать — необходимо знать русский язык», — подчеркнула Вера Оськина.