Участников публичных слушаний – депутатов, представителей органов исполнительной власти, общественность приветствовал Председатель регионального парламента Андрей Шимкив: «Всегда, когда мы заслушиваем в этом зале финансово-экономический блок Правительства по исполнению бюджета, мы даем оценку, в том числе и собственной работе: и в части стратегического планирования, и в части, контрольных полномочий Законодательного Собрания, и в части отлаженности взаимодействия с Правительством региона и органами местного самоуправления».
Исполнение бюджета спикер оценил на «хорошо»: «В абсолютных цифрах в сравнении с бюджетом 2023 года он вырос по доходам на 24 миллиарда рублей. Эта цифра сложилась, прежде всего, за счет собственных доходов. Сравнивая исполнение расходной части с предыдущим годом, мы тоже видим позитивную динамику. Все помним, сколько вопросов было по-серьёзному недовыполнению расходной части в 2023 году. В 2024 году по расходам бюджет выполнен на 92,4 процента от плановых показателей».
Отметив ряд расходных статей, не дотянувших до плана, в том числе капстроительство, исполнение программ в сфере ЖКХ, в частности подпрограммы «Чистая вода», госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», Андрей Шимкив подчеркнул: «При этом мы видим, что сохранена и жестко администрируется социальная направленность бюджета, исполнение всех социальных обязательств. И понимаем главное – все эти показатели сохраняются и укрепляются в условиях усиливающегося внешнего давления на экономику, в условиях понятных и вынужденных ограничений».
Спикер регионального парламента поблагодарил финансово-экономический блок Правительства за работу и взаимодействие с Законодательным Собранием и предложил совместно с бюджетным комитетом, руководством и специалистами налоговых органов области на площадке Заксобрания проанализировать причины отрицательной динамики по некоторым показателям текущего бюджета с целью выявления резервов роста доходной базы. «Готов и сам принимать участие. Уверен, что наше профессиональное взаимодействие, которое находится сегодня на очень высоком уровне, обеспечит исполнение всех социальных обязательств, и удержит экономику региона на занятых позициях», – заявил Андрей Шимкив.
Рассмотрение отчета Минфина предварило выступление и.о. министра экономического развития региона Виталия Шовтака, отметившего влияние на экономику таких факторов, как продолжающееся санкционное давление, ужесточение денежно-кредитной политики, повышение ключевой ставки. При этом, по информации и.о. министра, в 2023 году рост объемов производства отмечен во всех сферах экономики, кроме производства продукции сельского хозяйства, рост валового регионального продукта в 2024 году составил 103,2%.
Депутат Заксобрания Вадим Агеенко попросил пояснить прозвучавшие цифры, характеризующие состояние строительной отрасли региона: «У нас рост по строительству 12,5 процентов, с плюсом идём, а по вводу и реализации жилья – минус».
И.о. министра пояснил, что жилищное строительство от всего объема занимает около трети. «В этот вид деятельности входит и дорожное строительство, и, соответственно, строительство всевозможных инженерных объектов, промышленных предприятий. Значительный рост получился из-за больших объёмов инвестиций в добывающую промышленность, из-за реализации наших инвестиционных проектов по добыче антрацита, строительству СКИФа, НГУ, других объектов».
На вопрос вице-спикера регионального парламента Ирины Диденко, поинтересовавшейся об основных опасениях формирования собственных доходов бюджета в этом году, ответ был самым коротким: «Сокращение прибыли предприятий, связанное с высокой процентной ставкой Центробанка».
Параметры бюджета озвучил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко. Доходы областного бюджета в 2024 году исполнены в объеме 296,3 млрд руб., что на 2,1 млрд рублей выше прогнозируемого объема и на 24,1 млрд руб. (108,9%) выше уровня 2023 года. Расходы исполнены на 92,4% к плану в объеме 316,4 млрд руб., что на 25,5 млрд рублей превысило соответствующий показатель 2023 года. «Уровень автономности бюджета повысился», – оценил ситуацию министр.
Как акцентировал глава Минфина, в структуре бюджета наибольший объем расходов (61,7%) был направлен на решение задач социального значения: по разделам «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Культура и кинематография» – с приростом 12,5% к уровню 2023 года. В абсолютном выражении объем расходов в данных сферах – 195,2 млрд тыс. руб. В то же время, отметил Виталий Голубенко, на недостаточно высоком уровне сложилось исполнение ряда госпрограмм, остается ряд нерешенных проблем в сферах жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства, здравоохранения, социально-культурной сфере. В сельских территориях проблемным остается состояние объектов инфраструктуры, прежде всего, в сфере газификации и обеспечения населения качественной питьевой водой.
Глава Минфина обратил внимание на рост расходов по обслуживанию госдолга: «Мы плотно поработали с Минфином России, разработана новая конфигурация размещения облигаций субъектов Федерации. Такая схема может помочь в среднесрочной перспективе».
Депутатов Законодательного Собрания интересовало множество вопросов. Так, Игорь Умербаев поднял вопрос противоречия текущего состояния дороги Купино – Карасук и неосвоенных в бюджете 2024 года денег, выделенных на поддержку дорожной деятельности. «Вопрос касается состояния дороги между Татарском и поселком Чистоозерное. Дорога проходит по территории пяти районов, а в целом она касается интересов жителей восьми районов. В этом году несколько раз движение по дороге прерывалось. С другой стороны, мы видим, что в рамках государственных программ ремонта и строительства автодорог в 2024 году не освоено более 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Извечный наш вопрос: кто виноват и что делать?»
Заместитель министра транспорта региона Евгений Тюрин подтвердил, что за 2025 год указанная дорога как минимум два раза прекращала движение с точки зрения пассажирского, медицинского и обеспечительного транспорта. Говоря про конкретный участок дороги Татарск – Чистоозерное, замминистра пояснил, что из 75 километров дороги только 6 в асфальтобетоне, остальное – грунтощебеночное покрытие. «Если мы говорим про устранение локального дефекта, то в этом году будет выделено из дорожного фонда 50 миллионов рублей», – заверил Евгений Тюрин. – Мы должны чётко понимать, что стоимость одного километра асфальтобетона по аналогичным дорогам составляет 120 миллионов рублей. В данный момент эти цифры неподъёмны для бюджета. На следующий год запланировали по этому участку 15 километров в асфальтобетоне. Сейчас разрабатывается ПСД на 2026, 2027 годы, деньги запланированы».
Депутат Евгений Смышляев обратил внимание на изменение числа безработных в Новосибирской области: «В 2023, 2022-м да и в предыдущие годы всегда было стабильное количество безработных. В 2024 году число уменьшилось сразу на 70 тысяч. В какую категорию они перетекли? Появились дополнительные рабочие места, или они стали самозанятыми?»
«Серую зону» уменьшили, выявив, что среди учащихся очных отделений учебных заведений есть люди старше 22-х лет, назвал одну из причин Виталий Голубенко. Одновременно глава Минфина обозначил другую тему, которая вызывает обеспокоенность – количество самозанятого населения. «У нас в области более 200 тысяч человек зарегистрированы как самозанятые. Как финансист, говорю о том, что налоговая отдача от самозанятости намного ниже, чем от работы в профессиональной организации. Это поле непаханое для налоговых организаций».
Актуальную для участников слушаний информацию – о системе адресной поддержки участников СВО и членов их семей в Новосибирской области доложила министр труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева. Заключение на отчет об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2024 год озвучил и.о. председателя Контрольно-счетной палаты региона Павел Подковырин.
От лица руководства районных и окружных администраций, участвовавших в публичных слушаниях в режиме видеоконференцсвязи, выступил глава Здвинского района Эдуард Щербаков, обозначившего такие проблемы территории, как ремонт отделений почтовой связи и дороги Здвинск-Барабинск. В качестве решения общих проблем он предложил принятие областной программы обновления спецтехники и активизацию реализации госпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».
Подводя итог публичных слушаний – вице спикер регионального парламента, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко озвучила общее решение: с учетом прозвучавших предложений вынести проект закона «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2024 год» на рассмотрение очередной сессии для принятия в первом чтении. Участники публичных слушаний приняли также рекомендации Правительству Новосибирской области.
«Мы очень подробно обсудили и отчёт о социально-экономическом развитии, и отчёт об исполнении бюджета 2024 года, – подытожила Ирина Диденко. – Наши основные выводы связаны с необходимостью усиления контроля и мер ответственности за отсрочку по созданию социальных объектов, объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ. Это те объекты, которые нужны и в районах, и в городе Новосибирске. Принимаем и поручение Председателя Законодательного Собрания Андрея Ивановича Шимкива бюджетному комитету с участием Министерства финансов и федеральной налоговой службы принять дополнительные меры по поиску резервов для увеличения доходной части бюджета, стимулирования инвестиций в экономику области. Учитывая снижение объёмов федеральных межмуниципальных трансфертов, рост объёма государственного внутреннего долга и необходимости оставаться в рамках принятых социальных решений – это индивидуальная ответственность каждого из нас, от этого зависит результат нашей общей деятельности», – подчеркнула вице-спикер.